ЧЕРНАЯ КАПЛЯ. БЕЛЫЙ СНЕГ

Ближе к утру спящего Горуглы окружили триста шестьдесят святых и подготовили его к достижению жизненной цели: усыпили, вскрыли грудную клетку, все там помыли, наполнили его сердце светом и обратно расположили все внутренности по местам, потом разбудили. Дали ему выпить божественного напитка. И спросили святые у Горуглы, каковы будут его пожелания для своего счастья в этом и на том мирах.

Первое его желание было: дайте мне самому и моему коню по сто двадцать лет жизни, а также неуязвимость, чтобы, даже получив по сто двадцать ран, я сам и мой конь мгновенно вылечивались бы.

Второе его желание было: чтобы, попав в руки врага, чудесным образом избавлялся, а также – чтобы мой меч разил только врага, но не друга.

Третье желание было: дайте мне полноценность веры на том свете, а также – вложите в мою душу знания семидесяти двух языков.

Святые три раза сотворили молитвы за его пожелания.

Когда все завершилось, нашего героя поразила запоздавшая мысль: он же себе наследника просить забыл!

Горуглы кричит: Ау, святые мои, дайте мне также сына, который займет мое место в мире после моей смерти!

Нет, отвечают ему святые, мы дали тебе возможность высказать свои три сокровенных желания, чтобы ты жил, не зная ни в чем недостатка, и три раза тебя благословляли. И если б пожелание сына было среди этих желаний – оно исполнилось бы, теперь уже поздно.

Безутешный Горуглы стал плакать горькими слезами. Тогда Святой Али – Лев Всевышнего - сжалился над ним и сказал ему: хотя у тебя сына не будет, но память о тебе не померкнет до скончания веков, и это то, что я могу сделать для тебя.

И святые исчезли с первыми лучами восходящего солнца.

Поучительная история, не правда ли?!

И - многозначительная.

Всегда необходимо твердо знать, что тебе конкретно нужно в этой жизни - выделять самые важные из разлитого морем потока своих душевных импульсов.

В этом эпизоде из эпоса «Горуглы» отразился один из ключевых моментов модели человеческой жизни в нашей традиционной культуре.

Жизненный путь человека может быть успешным лишь в том случае, если он всецело воспринял волю Создателя и живет по его заповедям; восприятие этой веры возможно лишь чистою душою; Всевышний ведет своего избранника праведною стезею...

(Когда сыны Израиля скитались в пустыне, Слава Господня двигалась впереди в виде облака: только таким путем Бог мог руководить Израилем).

В наших эпосах место человека в мире представляется таким образом.

Высшей судьей человеческой жизни является Бог - создатель всего сущего. Он требует от человека повиновения его воле, его воля – это направление человека на правильный путь, и за сотворенное тобою добро Бог награждает, а за совершенный грех - наказывает. Все ясно, просто и однозначно.

Человеку не дано знать подлинного смысла знамений Господа.

Человеку не дано также непосредственно сообщаться с Богом.

(Когда Муса возжелал лицезреть Аллаха, ему было объяснено, что это невозможно, и для наглядности Господь явил свой свет горе - гора превратилась в прах, что Муса пал пораженный).

В наших эпосах героя ведет по жизненному пути святой покровитель: он может быть Хызыр-Илйас, Жайылхан Баба, Тукли Азиз Баба, имена могут быть разными, но функция одна – святые покровители являются посредниками между человеком и Богом.

Самым характерным из числа этих святых покровителей является образ Хызыра-Илйаса.

По исламским представлениям, Хызыр (Хидр) – праведник, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддержать в людях веру в Аллаха, один из четырех бессмертных наряду с Исой, Илйасом и Идрисом.

В нашем эпосе произошло сращение двух имен –Хызыр-Илйас.

Святой Хызыр представлялся в облике благочестивого старца, одаряющего изобилием и счастьем тех, кто воочию увидит его. По народному поверью, его можно узнать по рукопожатии – у его большого пальца нет среднего сустава…

Образ нашего святого старца, разумеется, восходит корнями к культу предков у древних тюрок. В первоначальном исламе не было института святых – он появился после трансформации этой религии на ирано-туранской почве.

В «Алпамысе» покровителем героя выступает Жайылхан Баба – святой предок коныратского племени.

В «Коблане» эта функция возложена на Хызыр-Илйас Баба.

В «Едиге» святым покровителем Едиге и его сына Нурадина выступает Тукли Азиз Баба, предок племени мангытов.

В приведенном нами эпизоде из «Горуглы» святые духи внутренне подготавливают нашего героя к своей судьбе – и будут оказывать ему поддержку в жизненных испытаниях согласно его вере.

Святые наполнили сердце героя божественным светом. Эта метафора говорит о том, чтобы принять истинную веру, человек должен внутренне перестроиться. И такая духовная трансформация происходит в человеке на его пути к совершенству. Стремящийся к совершенству человек – человек на пути к истинной вере.

Метафора корнями уходит в общеизвестную мусульманскую легенду. Мухаммед потом вспоминал, что в детстве, когда он находился в доме своей бедуинской кормилицы (ему шел четвертый год), его посетили ангелы – двое в белых одеяниях. Один держал в руках золотой таз, наполненный ослепительно-белым снегом. Они положили Мухаммеда на спину, и, раскрыв грудную клетку, вынули его сердце. Из сердца извлекли каплю черного цвета и отбросили ее прочь. Затем они вычистили сердце и внутренности ребенка снегом, и, вложив сердце на место, удалились.

Эта легенда так трактуется: ангелы по указанию Бога полностью очистили сердце его пророка – посланника в мир людей - от скверны греха.

Хотя Бог наделил человека бессмертною душою, вдунув в него свой дух, сотворенный из праха человек подвержен грехам, и, чтобы идти по праведному пути, ему надо духовно очиститься, и на этом пути ему нужен поводырь, который и представлялся в образе святого покровителя – Хызыр-Илйаса и других персонажей нашего эпоса.

Глубокомысленна эта метафора: чтобы принять призыв Бога, внутренний мир человека должен быть трансформирован – Истина воспринимается чистой душой. Вера – это путь очищения своей души при свете величественного образа Всевышнего.

Создатели и слушатели наших эпосов верили в Божественное предопределение – что Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Это вера в то, что за нашим героем стоит некая высшая сила, благоволящая к нему и его идеалам.

И эта вера формировала идеалы, которым должны были стремиться люди, чтобы в их сообществе царил мир и порядок.

Религия всегда существует в конкретном социальном контексте, питаясь культурой и исторической традицией.

Человеческое сознание основывается на огромном многообразии опыта, включая и опыт религиозный, и весь этот опыт и возникшее на его основе понимание жизни предстает перед нами в нашем фольклоре.

В любой культуре каждый обычай, идея, верование выполняет определенную жизненную функцию. Из них главная – поддержание стабильности общественного порядка.

Идеалы общества со времен Заратуштры не изменились: правильная мысль, правильное слово и правильное дело. Как все просто, но как трудно их реализовать в жизни!

В среднеазиатский ислам вошли определенные идеи и представления, как иранского зороастризма, так и тюркского пантеизма.

Зороастризм философски осмысливает мир на основе дуалистической идеи о непримиримости и постоянной борьбе светы и тьмы, добра и зла. Человек должен быть на стороне света и добра.

Он должен быть доброжелательным, умеренным в помыслах и страстях, помогать ближним.

Человек творец своего счастья - от его выбора между добром и злом зависит его судьба. Для борьбы со злом человек, прежде всего, должен очиститься духом.

В этой философии жизни цель человеческого существования – совершенство.

Стремление к совершенству есть воля человека к реализации уникального смысла своей жизни. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, а жизнь ставит перед нами этот вопрос, и человеку приходится постоянно отвечать на него своими действиями.

Эта модель человеческой жизни и запечатлена в наших бессмертных эпосах.

Человек должен жить с чистой душою – вот главная черта модели человеческой жизни в нашей традиционной культуре. Его праведная жизнь ради тех людей, среди которых он живет.

Очень простая мысль и очень простое требование.

 

Add comment


Security code
Refresh